Заочный лекторий для родителей по охране здоровья

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Архангельской области

"Вычегодская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат"

 

Заочный лекторий для родителей по охране здоровья

"Каникулы

с пользой"

     Самые долгожданные каникулы – это, конечно, летние. Три месяца свободы, игр, общения с друзьями, ничегонеделания и новых впечатлений. Впрочем, лето у каждого ребенка проходит по-разному и во многом зависит от родительских планов. Все-таки три летних месяца – отличная возможность подтянуть слабые знания, получить новый опыт, например, на подработке, съездить в языковой лагерь и т.д.

  • Чтобы лето прошло с пользой, но при этом ребенок отдохнул и не заскучал, надо найти баланс между отдыхом, развлечениями и полезными занятиями. Прежде всего, ребенок целый год трудился, поэтому заслуживает период отдыха, когда он может сам решать, чем ему заняться. Пусть бегает, гуляет и наслаждается свободой. Даже если учебный год он закончил не так успешно, как бы хотелось родителям, не спешите усаживать его за учебники. Тем более нельзя лишать летнего отдыха ребенка и расписывать его день поминутно. Дайте ему немного соскучиться по новым знаниям.
  • Позвольте ребенку заняться тем, на что у него не хватало времени во время учебного года. Посодействуйте инициативам ребенка, помогите, если он попросит вашей помощи. Возможно, он захочет освоить катание на роликах, попробовать себя в творчестве или записаться в летний кружок конструирования и робототехники.
  • В целом дети ведут довольно малоактивный образ жизни в стенах школы. Поэтому летом надо поощрять любую физическую деятельность на свежем воздухе: катание на велосипедах, прогулки, походы и любой активный отдых. Если ребенок стремится к уединению, позвольте ему побыть наедине с собой и заняться своими любимыми делами. Однако большинство детей все равно стремится к контакту со сверстниками.
  • Если ребенок готов, то можно организовать ему поездку в летний лагерь или подумать, какие еще есть варианты для знакомства с новыми друзьями.
  • А вот повторять пройденный материал (если вы считаете это необходимым) лучше в форме игры. Например, можно дать детям задание вести летний дневник и записывать впечатления. Заодно и грамотность можно подтянуть, развить наблюдательность и умение выражать свои мысли на бумаге.

"Психологическое здоровье"

     Психическое здоровье является важной частью общего здоровья любого человека. Оно непосредственно влияет на наши мысли и чувства по отношению к себе и окружающему миру. Крепкое психическое здоровье помогает строить нормальные отношения с другими людьми, принимать адекватные решения и справляться с жизненными проблемами. Психически здоровый ребенок может вести качественную и счастливую жизнь. Он способен заводить дружбу, изучать новые вещи и хорошо учиться в школе. Иногда, тем не менее, дети сталкиваются с психическими нарушениями, нарушающими их чувства, мысли и поведение. Такие нарушения необходимо диагностировать и лечить как можно раньше. В противном случае он столкнется с гораздо более серьезными проблемами в последующей жизни. Таковые могут включать тяжелые психические или психологические нарушения, злоупотребление веществами и даже суицидальные попытки.

     Как сохранить здоровье?

     Одной из основных задач родителей является поддержание нормального психического здоровья ребенка. Это позволит заложить крепкую базу для его благополучия во взрослой жизни. Существует много способов укрепления психического здоровья ребенка.

     Формирование высокой самооценки и уверенности в собственных силах.

Дети с высокой самооценкой в целом счастливее. На них оказывает меньшее влияние давление сверстников, и при этом они принимают более взвешенные решения.

  • Хвалите. Поощряйте попытки ребенка достичь чего-то, а не только сами достижения. Регулярно хвалите и подбадривайте их.

  • Назначайте обязанности. Давайте ребенку соответствующие его возрасту задачи и обязанности по дому. Так они будут чувствовать участие в общем деле и удовлетворение от того, что приносят пользу.

  • Проводите с ребенком время. Дети осознают свою значимость, когда вы проводите вместе время.

     Научите ребенка держать удар.

     Трудности и проблемы — это неотъемлемая часть жизни. Безусловно, всегда тяжело наблюдать за тем, как ребенок оказывается в сложной ситуации, но вашей первостепенной задачей является не постоянное ограждение от них, а обучение тому, как справляться с такими сложностями.

  • Научите переносить утраты и перемены. Будьте честны и прямолинейны. Обеспечьте им поддержку и помощь. Постарайтесь найти в любой ситуации что-то хорошее.

  • Помогайте справляться со стрессом. В современной жизни невозможно полностью избежать стресса. Научите ребенка методам его контролирования при помощи глубокого дыхания или, к примеру, прогулок.

       Научите ребенка извлекать пользу из неудач.

       Проблемы и неудачи необходимо воспринимать, в том числе, как способ получить опыт и научиться чему-то новому. Помогайте ребенку извлечь пользу из каждой ошибки.

  • Обеспечьте эмоциональную поддержку. Детям зачастую тяжело справляться с эмоциями. В каждом конкретном случае ваша поддержка может очень помочь.

  • Прислушивайтесь. Разрешайте ребенку свободно выражать свои мысли и чувства. Когда вы разделяете его опасения и серьезно воспринимаете сказанное, между вами устанавливается доверие. Помогайте ребенку разобраться в своих чувствах. Договоритесь, что каждый может и должен выражать свои чувства и переживания. Старайтесь объяснить ребенку каждое его переживание и причины, по которым оно возникло.

  • Научите ребенка контролировать эмоции. Детям зачастую очень сложно понять, как нужно себя вести, столкнувшись с той или иной эмоцией. Научите их адекватным и безопасным способам выражения своих чувств.

      Обеспечьте надежность и безопасность.

      Ребенку очень важно чувствовать дома и в отношениях с близкими безопасность и поддержку.

  • Дайте ребенку понять, что вы будете любить его вне зависимости от обстоятельств. Убедитесь, что ребенок знает следующее: вы будете любить его всегда и вне зависимости от каких-то достижений.

  • Старайтесь быть предсказуемым. Дети чувствуют себя безопаснее, когда знают, чего ожидать. Столкнувшись с непредсказуемыми действиями, они нервничают. Именно поэтому постарайтесь соблюдать один и тот же ритуал (график) в таких вещах, как засыпание.

  • Поддерживайте физическое здоровье ребенка. Для поддержания психического здоровья ребенку нужно здоровое тело. Следите за тем, чтобы он высыпался, соблюдал здоровый и сбалансированный рацион питания и регулярно подвергал тело физическим нагрузкам.

     Рекомендации.

    Иногда дети сталкиваются с серьезными психическими нарушениями. Исследования показали, что половина таких расстройств проявляется до достижения ребенком 14-летнего возраста. При этом ряд факторов остаются вне вашего контроля. К таковым относятся наследственность, химические процессы в мозге и определенные события, вызывающие стресс и боль.

     Существуют распространенные признаки того, что ребенок не может справиться с эмоциями или переживаниями. Если вы заметили хотя бы один из них у вашего ребенка, сразу же свяжитесь с врачом.

  • Частые приступы депрессии, печали или раздражительности.

  • Частые проявления беспокойства или тревоги.

  • Нарушения сна (слишком длительный или короткий сон).

  • Периоды чрезмерной активности.

  • Гиперактивность или нервозность.

  • Ухудшающаяся успеваемость в школе.

  • Избегание времяпрепровождения в компании друзей или семьи.

  • Частые приступы гнева.

  • Боли в животе или головные боли без очевидных на то причин.

  • Страх перед набором массы.

  • Чрезмерная зацикленность на диетах или физических нагрузках.

  • Самовредительство (порезы, ожоги). Злоупотребление наркотическими веществами.

  • Мысли о самоубийстве.

  • К распространенным среди детей психическим отклонениям относятся синдром дефицита внимания с гиперактивностью, тревожное расстройство, аутизм, биполярное расстройство и депрессия.

"Информационная безопасность ребенка"

Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете.

  • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода.

  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда.

  • Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены; Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.

Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете.

  • Общение в Интернетеможет повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.

  • Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники.

  • В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Предупреждение груминга:

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.

  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии.

  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу.

  • Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу.

  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

Как избежать кибербуллинга.

Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Предупреждение кибербуллинга:

  • Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости также неприятно, как и слышать.

  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей.

  • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

  • Старайтесь следить за тем, что Ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотвратить.

 

Родителям следует обратить внимание на ряд признаков в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о том, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:

  • Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением.

  • Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.

  • Неприязнь к Интернету Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.

  • Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений

«Жестокое обращение с детьми»

    Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

    Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

    Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

    К психической форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка в открытой форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

   Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

 

    Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми:

  • низкий уровень культуры, образования;

  • негативные семейные традиции.

Ответственность за жестокое обращение с детьми Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

      Административная ответственность: Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

     Уголовная ответственность: Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью); ст. 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта); ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью); ст. 116 (побои), ст.117 (истязание); ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 125 (оставление в опасности); ст. 124 (неоказание помощи больному); ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера); ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); ст. 135 (развратные действия); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего); ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей); ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

     Гражданско-правовая ответственность: Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации (лишение родительских прав); ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации (ограничение родительских прав); ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

      Признаки жестокого обращения с детьми.

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы: следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»); запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.); отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»); систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

     ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые заповеди, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка:

1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

2. Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

3. Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».

6. Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.

7. Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки - не одно и то же. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.

8. Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

9. Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.

10. Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.

 «Профилактика социальных вредностей»

     Климат собственной семьи в вашей власти. Вы воздейст­вуете на него ежеминутно, и вам по силам изменить его и сде­лать благоприятным. Благоприятным не вообще, а для своего ребенка; для такого, какой он есть, далее если он далек от идеа­ла и совсем не похож на вас. Вспомните, пожалуйста, сколько раз за последние две-три не­дели вы приходили домой и искренне говорили со своими детьми о том, как прекрасна жизнь, какое наслаждение быть живым и здоро­вым, любить, смеяться, плакать...

    Среди всеобщих разговоров о плохих жилищных условиях, плохой погоде помогаем ли мы своим собственным детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, - великий и бес­ценный дар?... Ведь, если мы сами не считаем, что жизнь прекрасна и удиви­тельна и не доказываем это детям на своем примере, что же мы можем противопоставить наркокультуре, утверждающей: кроме табака, алкоголя, наркотиков, разврата, в этой жизни радоваться совер­шенно нечему, да и жить-то без этого практически не имеет смысла. Употребление наркотических веществ ребенком нередко начи­нается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется, не сознательно, но разве от этого легче, если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитании расплачиваются наши собственные дети?

    Типичная ошибка - дефицит внимания к ребенку в семье. Ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзор­ным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому к дела. Другая ошибка - гиперопека. Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, как по сути дела не даем им жить. Чем опасна гиперопека? У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Этим можно объяснить, когда отличник, послушный сын заботливых ро­дителей, вдруг оказался вовлечен в противоправные действия, включая употребление наркотических веществ.

    Гиперопека у некоторых детей подавляет иницативу, других, более активных, ведет к импульсивным, немотивированным дейст­виям, третьих подталкивает к скрытности, стремлению обмануть взрослых. И тогда важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Импульсивные, немотивированные поступки особенно часто наблюдаются в подростковом возрасте. Чем же это обусловлено? Во-первых, процесс полового созревания на определенных стадиях сопровождается повышением возбудимости подкорки, и кора головного мозга временно не справляется с функцией кон­троля. Во-вторых, возрастающее стремление ребенка к самостоя­тельности, которое для родителей оказывается неожиданным, встречает с их стороны наиболее активное противодействие именно в подростковом возрасте. Так как это желание проявляется время от времени, старшие не всегда осознают необходимость предоставления своему сыну или дочери большей самостоятельности, даже если внутренне почти готовы к этому непростому решению. Как избежать искушения авторитарностью? Поймите, что безусловное подчинение от ребенка, которого вы добиваетесь, подавляет способность человека к самостоятельному анализу жизненных ситуаций, возможность самому разобраться в поведения и личностных качествах других людей, программирует ситуативность поведения и подчиняет случайным мнениям. Что в итоге - препятствует выработке собственной позиции, выбору, уме­нию сказать «НЕТ!», в том числе и на предложение попробовать наркотик.

    А теперь время исправлять ошибки. Необходимо научиться доверять ребенку, предоставив ему пространство для жизни, для его ошибок, для его собственного опыта, проявления самостоятельно­сти. Попробуйте сделать шаг в этом направлении и увидите: ваш ребенок не растеряется от неожиданного предложения попробовать наркотик и сможет достойно ответить на него. Утвердительный от­вет даже не придет ему в голову, так как он уже внутренне сделал самостоятельный (без нажима с вашей стороны) альтернативный выбор.

Дата последнего обновления страницы 31.05.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»